28.05.2024
О методическом пособии «Оценка и коррекция речевого развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции»
Статистические данные и результаты научных исследований подтверждают постоянный рост числа детей с особыми образовательными потребностями. Большую группу среди них составляют дети с различными нарушениями речи.
В Республике Казахстан эта проблема получила пристальное внимание, отраженное в законодательных актах и реализуемых практических мерах. Согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании», необходимо создание специальных условий для лиц с особыми образовательными потребностями, включая различные аспекты их жизнедеятельности и обучения.
В связи с этим возникает неотложная потребность в оказании помощи детям с нарушением речи в специальных организациях. Кабинет психолого-педагогической коррекции(далее КППК) является одним из видов специальных организаций образования, который реализует специальные коррекционные групповые, подгрупповые и индивидуальные развивающие программы и создан для оказания комплексной поддержки, включающую психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию детям с различными особыми образовательными потребностями на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации.
Работа специалистов КППК базируется на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и предполагает свободный выбор методов для развития, психолого-педагогической поддержки и реализации адаптированных программ к потребностям каждого ребёнка.
Особенно важно в арсенале логопедов-практиков иметь эффективные способы оценки и коррекции речевого развития детей с ООП. Специалисты КППК сталкиваются с высоким уровнем ответственности за успехи и продвижение детей в развитии, и поэтому необходимо обеспечить им набор методик, позволяющих добиться наилучших результатов.
Данное методическое пособие разработано для оказания помощи логопедам-практикам в оценке и коррекции речевого развития детей в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции. Авторы-составители: студенты СКУ им. М. Козыбаева кафедры «Специальная и социальная педагогика» Абдрахманова К.К., Никоненко Д.А., Соболева А.С. Практические материалы помогут логопедам КППК повысить эффективность своей работы, обеспечивая более персонализированный и целенаправленный подход к каждому ребенку.
Отобранные упражнения направлены на коррекцию речевого развития у детей с особыми образовательными потребностями. Основной целью этих упражнений является создание эффективных стратегий, способствующих развитию артикуляции, расширению словарного запаса, улучшению понимания речи и развитию навыков общения у детей с речевыми нарушениями. Многие упражнения сопровождаются рисунками. Электронная версия рисунков находится на сайте https://laochr.github.io/correction-app
Предлагаемые в методическом пособии методики и упражнения специально адаптированы к особенностям работы с детьми, испытывающими речевые трудности, а упражнения с использованием информационных технологий будут ценным ресурсом для специалистов, работающих в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.
Разработанное методическое пособие «Оценка и коррекция речевого развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции» имеет не только печатный, но и электронный формат и находится на сайте Кабинета психолого-педагогической коррекции №1 г. Петропавловска СКО:
https://kppk-petropavl.sko.kz/page/read/Specialisty.html
Использование логопедами электронного методического пособия позволит им сделать процесс коррекции речи детей с ООП более интересным за счет интерактивности и упростить работу по речевому развитию.
28.05.2024
В помощь специалистам и родителям
Представляем вашему вниманию логопедический альбом «Формирование предметного и глагольного словаря», предназначенный для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Самую значимую роль в процессе становления речи играет общение. Именно поэтому в дошкольном возрасте остро стоит проблема формирования предметного словаря. Важным условием умственного развития ребенка является овладение предметным словарем.
Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение, выразить какую-либо мысль. Именно глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете (Снег тает. Дети гуляют. Кошка спит). Глаголы обладают большой степенью абстракции, по сравнению с существительными, поэтому их появление в речи детей происходит позднее.
Логопедический альбом представляет собой сборник упражнений и игр, разработанный специально для развития речи и языковых навыков у детей. В альбоме содержатся разнообразные задания, направленные на формирование предметного и глагольного словаря, расширение словарного запаса.
Логопедический альбом может быть использован как самостоятельное пособие для занятий дома, а также в качестве дополнения к занятиям у логопеда. Альбом поможет родителям и специалистам в игровой форме развивать речь у детей и улучшать их коммуникативные навыки.
Разработан и составлен данный альбом студентами 4 курса кафедры «Специальная и социальная педагогика» НАО СКУ им. М. Козыбаева Трещевой А.В. и Каргаполовой М.Н. в ходе педагогической практики под руководством учителя-логопеда КППК №1 Хабибулиной Ю.М. В работе были использованы методики Р.И Лалаевой, Н.В Серебряковой, Н. Коняхиной.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО И ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ. ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР
06.03.2024
Конкурс профессионального мастерства
С 1 по 28 февраля 2024 года кафедрой "Специальная и социальная педагогика" НАО СКУ им. М.Козыбаева проводился конкурс профессионального мастерства среди специальных педагогов "Лучшие практики профессиональных достижений специального педагога", в котором принял участие и наш учитель-логопед Хабибулина Юлия Михайловна. Она заняла почетное 2 место. Поздравляем от души с этим событием! Желаем дальнейших творческих успехов и достижений!
01.12.2023
И снова учимся
30.11-01.12 педагоги кабинета коррекции приняли участие в обучающем семинаре ТОО «Центр САТР» по теме «Современные технические средства обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями» на платформе ZOOM. Специалисты САТРа говорили о необходимости создания развивающей предметно- пространственной среды; знакомили с особенностями диагностических комплектов для детей с особенностями развития; рассказали об образовательной системе EduQuest, предназначенной для детей дошкольного возраста 3 — 5 лет, а также для детей с особыми потребностями. С особым интересом знакомились наши логопеды с особенностями работы с коммуникативными речевыми тренажерами ГОУ ТОК. Спасибо центру САТР за предоставленную возможность принять участие в работе практического семинара и приобрести навыки работы на новом оборудовании в КППК №1.
10.11.2023
Интеграция науки и практики
А.Ибраева, методист
10.11.2023 года учитель-дефектолог Левина А.Ф. и социальный педагог Ибраева А.С. приняли участие в работе научно-методического семинара " Современное педагогическое образование: Интеграция науки и практики", который провела кафедра «Специальная и социальная педагогика» НАО СКУ им.М.Козыбаева. Участвовали педагоги областных специальных организаций образования, специалисты КППК №1, №2. Коллеги делились опытом работы в условиях специального образования, говорили о необходимости интеграции науки и практики, что немаловажно в процессе подготовки будущих специалистов.



Направления работы учителя-дефектолога
Методист А. Ибраева
Цель:
- оказание дефектологической помощи детям с особыми образовательными потребностями,
- коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий,
- консультирование родителей и педагогов.
Задачи:
- Диагностическое обследование различных сфер развития детей с ООП.
- Определение индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития ребенка.
- Внедрение инновационных технологий ранней коррекционно–развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.
- Формирование у детей раннего возраста представлений об окружающей действительности.
- Формирование всех видов деятельности.
- Развитие познавательной активности.
- Оказание практической помощи родителям по взаимодействию с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Учитель-дефектолог Левина А.Ф. Фрагменты коррекционно-развивающего занятия. Диагноз ребенка: церебральный паралич, спастико-гиперкинетическая форма, УУО, анартрия.

Рабочие моменты: коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда Байбусиновой А.О.
Направления работы учителя-логопеда:
Цель: Оказание коррекционной логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, коррекция нарушений развития речи в процессе коррекционно-развивающих занятий, формирование коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; консультирование родителей и педагогов.
Задачи:
- Развитие артикуляционного аппарата
- Развитие дыхания
- Развитие мелкой моторики
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- Развитие общих речевых навыков;
- Развитие звукопроизношения и речи детей;
- Развитие связной речи.
Методист А. Ибраева
2 апреля — Международный день распространения информации о проблеме аутизма
К этому дню специалисты КППК №1 оформили информационный стенд для родителей, подготовили информационные буклеты и листовки о проблеме аутизма. Этому же событию был посвящен и семинар, проведенный КППК Аутизм Центр «Асыл Мирас». В работе семинара приняли участие специалисты ПМПК и кабинетов психолого-педагогической коррекции области. Педагог-психолог КППК №1 Дойнеко Юлия Игоревна поделилась опытом своей работы по теме «Повышение устойчивости внимания у детей с РАС через развитие межполушарного взаимодействия». Специалисты обсудили актуальные вопросы диагностики, коррекции, реабилитации детей с РАС, а также современные подходы к этой актуальной проблеме.
Обобщение педагогического опыта
Объем информации, необходимый для эффективной работы специалиста, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний — важная сторона профессиональной деятельности любого педагога.
С 9 по 11 февраля 2021 года учитель-дефектолог Левина Анна Федоровна на базе АО НЦПК «Өрлеу» прошла обучение на семинаре по теме «Технология обобщения эффективного опыта педагога организации образования» и пополнила свой багаж знаний методами обобщения педагогического опыта. По итогам обучения получила соответствующий сертификат. Поздравляем!
Методист М. Дзекалюк
Психологическая коррекция в условиях КППК
Методист Дзекалюк М.И.
Основная задача, которую решает кабинет психолого-педагогической коррекции — реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии. Деятельность психологов представляет собой особый вид профессиональных услуг, получая которые, человек, обратившийся за помощью, формирует способность решать свои психологические проблемы, опираясь на психологическую информацию, которая позволяет ему глубже осознать себя и свое социальное окружение, наладить с ним более гармоничные отношения, обрести новые переживания и ценности жизни. Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение. Среди детей, посещающих занятия педагога-психолога, есть дети с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, с эмоциональными нарушениями, с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи. Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Ниже: фрагменты коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога Дойнеко Юлии Игоревны.
Новые знания и умения в вопросах коррекционной помощи детям с РАС
Методист Левина А.Ф.
С 30 ноября по 9 декабря 2020 года педагог-психолог нашего кабинета коррекции Шитова Олеся Валериевна прошла курсы в РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» г. Алматы по теме «Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Содержание курсов было насыщенным и интересным. Были рассмотрены вопросы клинико-психолого-педагогической характеристики расстройств аутистического спектра, особенности психоэмоционального развития детей в онтогенезе, психолого-педагогического сопровождение детей с РАС в различных организациях образования. Психологи изучали современные эффективные технологии и программы психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях РЦ и КППК. По итогам педагоги получили сертификаты. Поздравляем Олесю Валериевну с этим событием и надеемся, что новыми знаниями и умениями в вопросах оказания коррекционной помощи детям с расстройствами РАС она поделится со своими коллегами!
11.12.2020
О курсах
С 30 ноября по 9 декабря 2020 года в РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» проходят курсы повышения квалификации для психологов реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции по теме «Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)». От нашего кабинета коррекции принимает участие в их работе педагог-психолог Шитова Олеся Валериевна.
Цель курсов: профессиональное развитие педагогов-психологов в области оказания психолого-педагогической коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на основе современных технологий и лучшей образовательно-коррекционной практики.
Задачи:
- сформировать ключевые компетенции в области диагностики и профилактики психического, соматического и социального благополучия ребенка с РАС, коррекции нарушений его эмоционально-волевой сферы, стратегического планирования индивидуально-развивающей программы;
- познакомить с современными подходами, методами и формами коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, работы с родителями;
- формировать практические навыки по использованию метода имитации и отсроченной имитации, альтернативных систем коммуникации, АВА-терапии, TEACCH-терапия, метода сенсорно-интегративного подхода.
В ходе обучения участники курса рассмотрят вопросы клинико-психолого-педагогической характеристики расстройств аутистического спектра, особенности психоэмоционального развития детей в онтогенезе, психолого-педагогического сопровождение детей с РАС в различных организациях образования; изучат современные эффективные технологии и программы психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях РЦ и КППК.
Гирц В.С., руководитель
Роль зрительного восприятия и игры, стимулирующие его развитие
Учитель-дефектолог Левина А.Ф.
Формирование зрительного восприятия начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Маленькому ребенку (до 2 лет) понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизованные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так часто предлагаются маленьким детям, им не показаны.
Вначале необходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д. Например, для того, чтобы отличить стол от стула, ребенок должен сделать вывод о том, что у стола нет спинки, а у стула она есть, что стол, как правило, больше по размеру, чем стул.
Имея игрушки — копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предметов.
Начиная с 2-летнего возраста, их зрительное восприятие усложняется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей сути, а, следовательно, требуют более зрелого восприятия. Со временем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в значительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки
Для развития зрительного восприятия родителям следует уделять внимание предметам, окружающим ребенка, помогать в узнавании, разнообразить зрительный образ одного и того же предмета, например, рассматривать кошек на улице, игрушки, изображения кошек, находить кошку в различных иллюстрациях среди множества предметов и т.д.
Помимо рассматривания различных предметов, обыгрывания различных ситуаций с использованием игрушек – копий (например, игрушечная посуда), а позднее – с воображаемыми предметами или их заменителями (например, салфетка – это тарелочка, а крышечка на салфетке – пирожное), для развития зрительного восприятия используют ряд игр.
Очень важны рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов. Для этого подойдут игры:
«Сложи картинку» — в этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки, которые предлагается сложить в наиболее короткий срок. Количество частей в картинках, которые требуется правильно расположить, постепенно увеличивается с 3-4 до 10-12 и далее, при этом может меняться и форма разрезов (прямой, волнообразный, зигзагообразный и др.).
«Найди отличия» — для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, где на каждой странице располагается два рисунка с изображением листьев, плодов, цветов и т.д. В каждой паре один рисунок отличается от другого по нескольким признакам. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.
«Разложи по порядку» — в качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить их по порядку и составить рассказ.
«Заплатки» — в этой игре предлагается правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам.
Очень важны такие навыки, как прослеживание взором наложенных линий, узнавание наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала). Для этого хорошо подходят различные лабиринты.
Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными, можно отработать в таких играх, как «На что похоже?», «Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Сосчитай сколько».
Также детям интересны и полезны такие игры, как:
«Подбери подходящий по форме» — на карточках изображены знакомые предметы (пирамида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, яйцо, вишня, пенал, тарелка, линейка — угольник, колесо, ластик) и четыре трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
«Дополни фрагмент» — взрослый раздаёт детям нарисованные на бумаге геометрические фигуры разного размера и формы — фрагменты будущих изображений. Задание: придумать как можно больше вариантов дополнения фигур до целого изображения.
«Похоже или нет?» — в ходе игры даётся задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе, на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.).
«Составление фигур — головоломок» — необходимо вырезать из картона несколько одинаковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему; на 2 треугольника, 4 треугольника и т.д. Головоломка готова, дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.
Учим предлоги, играя
Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребёнок попросту может не слышать их.
При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5-3 лет, и к 6-7 годам ребёнок должен использовать 21 предлог.
Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.
Примеры игр:
Игра «Где лежит игрушка?»
Эта игра учит ребёнка понимать значение предлогов НА, В, ПОД, ОКОЛО.
Берём коробку с крышкой, ставим её на стол, а рядом кладём мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие — на коробку и около коробки.
Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.
После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.
Игра «Куда села бабочка?»
Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога НА.
Держим в руке игрушечную бабочку или её изображение и перемещаем её на различные предметы, спрашивая у ребёнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.
Игра с мячом.
Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога С.
Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно: «С сахаром».
«С чем делают блинчики?» (С творогом).
«С кем ты дружишь?» (С Сашей).
«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.
Игра «Прятки»
Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребёнок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты засунула мяч под кровать?» и т.д.
Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода, что вполне доступно каждой семье.
Учитель-дефектолог Левина А.Ф.,
педагог-психолог Шитова О.В.
Консультация психолога
Игры на ассоциации для детей дошкольного возраста
Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают создавать такие взаимосвязи. Такие игры полезны, так как в процессе игровой деятельности у детей активно развивается познавательная сфера. Связывая образное и логическое мышление, игры на ассоциации дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития. Кроме того, игры на ассоциации развивают память, внимание, воображение, словарный запас, коммуникативные навыки.
Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития.
Существует огромное количество вариации ассоциативных игр. Правила их таковы: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок называет в ответ своё слово — ассоциацию (то, что пришло ему в голову сразу после услышанного или увиденного). Уровень сложности игры регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. При игре с дошкольниками достаточно будет одного звена цепочки «образ — ассоциация». Пусть дети попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту.
Ассоциативные игры могут быть вербальные, образные и предметные. Вербальные — ассоциации на слово, образные — ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима, предметные — ассоциации на демонстрируемый предмет.
Ассоциации можно создавать:
По сходству (подобию). Инструкция: «Я назову предмет, а ты назови, на что он похож». Например: солнце — одуванчик, арбуз — мяч, лампочка — груша, фонтан — дождь и т.д..
По противоположности (контрасту). Инструкция: «Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению». Например: горячо — холодно, весело — грустно, высокий — низкий, хороший — плохой, чёрный — белый и т.д.
По пространственно—временному признаку: зима — холод, осень — листопад, стол — стул и т.д.
По причинно—следственному признаку: туча — дождь, вода — мокрый, лампа — свет, микробы — болезнь и т.д.
Примеры вербальных игр:
«Цепочка ассоциаций». Каждый участник должен придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая цепочку без повторений. Если в игре участвуют двое, они продолжают цепочку по очереди. Например: небо — дождь — земля — трава — цветы — бабочка — стрекоза и т.д.
«Цветочек ассоциаций». Первое слово — сердцевину цветка — называет ведущий, остальные участники по очереди придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем красивее получается цветок. Например: машина — руль — дверцы — багажник — фары — колеса — заводится — едет — возит и т.д.
«Объясни ассоциацию». Нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Например: окно — стена (окно расположено на стене), автомобиль — дорога (автомобиль едет по дороге).
«Что на что похоже». На что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало). На что похож ёжик? (на мячик, колобок, клубочек, щётку). На что похоже солнышко? (на шар, мяч, яблоко, одуванчик, апельсин).
Шитова О.В.
Консультация дефектолога
Формирование элементарных математических представлений
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В условиях кабинета психолого-педагогической коррекции этим важным вопросом занимается учитель-дефектолог.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.
Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам:
Подготовительный «дочисловой» этап (три-четыре года). У детей с интеллектуальными нарушениями это может быть 4-6 лет.
Освоение приёмов сравнения:
Наложение — наиболее простой способ, для обучения которому используются игрушки, а также наборы красочных иллюстративных карточек с изображениями трёх-шести предметов. Для адекватного восприятия в этот период обучения нарисованные элементы располагаются в один горизонтальный ряд. К карточкам, как правило, прилагается дополнительный раздаточный материал (небольшие по размеру элементы), который расставляется или накладывается на изображения движением руки слева направо так, чтобы не закрывать картинки полностью. Педагог ориентирует малышей на понимание и запоминание последовательности действий, смысла выражений «столько же», «один к одному», «столько, сколько», «поровну». Показ приёма наложения педагог сопровождает своими уточняющими пояснениями и вопросами: «Я каждому ёжику даю по яблочку. Сколько яблок я раздала ёжикам?». После закрепления понимания детьми принципа соответствия, педагог переходит к пояснению понятия «поровну»: «Яблок столько же, сколько и ёжиков, то есть поровну».
Приложение — один из основных приемов на коррекционных занятиях. Используем принцип двух параллельных рядов, в верхнем ряду нарисованы предметы, нижний ряд может быть расчерчен на квадраты для удобства восприятия. Наложив предметы на рисунки, дефектолог перемещает их в соответствующие квадратики в нижнем ряду. Оба приёма практикуются при освоении малышами понятия неравенства: «больше, чем; меньше, чем», при этом количественные группы для сравнения отличаются только одним элементом.
Фрагменты коррекционных занятий учителя-дефектолога (см. ниже).
Консультация специалиста
Мифы о работе логопеда
1. Подрезание подъязычной уздечки — решение речевых проблем.
Когда ребенок не может дотянуться кончиком языка до верхнего неба, а сам кончик языка недостаточно выражен, необходимо подрезать уздечку, но такие случаи встречаются крайне редко. Как правило, подъязычную уздечку можно растянуть с помощью специальных логопедических упражнений или так называемой артикуляционной гимнастики. Поэтому, если вы вдруг сомневаетесь по поводу размеров уздечки вашего малыша, то обратитесь за консультацией к логопеду или детскому стоматологу.
2. Зачем логопед, когда столько методических пособий, с помощью которых можно исправлять речевые нарушения самостоятельно.
На самом деле только специалист может определить степень выраженности речевого нарушения, выстроить работу по его исправлению, показать правильный артикуляционный уклад звуков. А уж закреплять поставленные логопедом звуки родители могут самостоятельно дома при помощи книжек.
3. При любом речевом нарушении необходим логопедический массаж.
Не верно! Массаж необходим только в тех случаях, когда у ребенка недостаточно развита артикуляционная моторика, т.е. когда язык вялый или наоборот напряженный, когда ребенок не может поднять язык к верхнему небу или же наблюдается обильное слюнотечение.
4. Заниматься дома не надо, ведь ребенок ходит к логопеду.
Если вы хотите максимально быстро достичь положительных результатов, то не следует пренебрегать домашними задания логопеда. Ведь исправление речевых недостатков трудоемкий процесс, требующий каждодневной работы. Автоматизация поставленных звуков должна проводиться не только на занятиях с логопедом, но и дома, для того, чтобы новый для ребенка звук закрепился в речи! Поэтому чем больше вы уделите внимания домашнему заданию, тем быстрее достигнете положительных результатов.
5. К логопеду обратиться никогда не поздно.
Это заблуждение! Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем легче будет исправить речевое нарушение. Запущенные речевые проблемы труднее поддаются корректировке.
6. Логопед занимается только постановкой звуков.
Нет! Логопед занимается не только этим, но еще развитием фонематических процессов, связной речи, обогащает словарный запас ребенка. Также логопед работает с заикающимися и неговорящими детьми. Помогает восстановить речь у взрослых после перенесенных травм и инсультов.
7. Мальчики начинают говорить позже девочек.
Это не совсем так. В некоторых литературных источниках есть такая информация, но на самом деле отставание в речевом развитии примерно в 1-2 недели, ну максимум месяц. У ребенка в 1,5 года в словарном запасе должно насчитываться около 20-25 слов, с помощью которых он должен пробовать составлять простые короткие фразы. Поэтому если 2х-летний малыш молчит — это совсем не потому, что он мальчик. В таких случаях следует обратиться за помощью к специалисту, проверить в порядке ли слух, нет ли отставаний в общем развитии.
8. Развивающие мультики и телевизор помогут развить речь ребенка. Ребенок не заговорит, если с ним не общаться. Телевизор и компьютер не побуждают ребенка к общению. Малыш просто смотрит в экран и наблюдает. Поэтому если вы хотите помочь своему чаду быстрее заговорить, общайтесь с ним, играйте как можно чаще.
Консультация специалиста
Сенсорное развитие ребёнка
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного времени к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование так же требует исследования формы предмета, его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющего материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые предоставления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидности, сравнение объектов по величине.
От уровня сенсорного развития зависит, каким дальнейшее обучение ребёнка. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь — то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление с сенсорной культурой человека.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов форм — геометрической фигуры, величины — метрическая система мер. Виды эталонов имеются в слуховом восприятии, во вкусовом, обонятельном.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов, от этого и зависит формирование способностей ко многим видам деятельности. Знакомя детей с различными свойствами предметов. не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, не беда, если он треугольник будет при этом называть крышей или угольником. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились понимать слово «форма», «цвет», «такой же».
Дети 3 -4 лет уже могут выполнить элементарные продуктивные действия: выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. Обучая детей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические цвета — белый, серый, чёрный.
В начале у детей формируют представление о хроматических цветах. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, обучают их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а так же сопоставлению фигур воспринимаемых зрительно.
Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов по величине происходит развитие глазомера. Простейшей глазомерной задачей доступной для детей является выбор на глаз большого или меньшего предмета из двух, затем выбор предмета по образцу.
Дата создания статьи: 25.09.2020 14:51
Дата обновления статьи: 28.05.2024 10:57








































































